-Год мира и созидания
-
-
Год народного единства
Министерство образования РБ
Главное управление образования гомельского облисполкома
Гомельский городской исполнительный комитет
Администрация Новобелицкого района г.Гомеля
Отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля
МЧС Помощь рядом
Детский правовой сайт
ДАДОМУ. ВУ
Центр творчества детей и молодежи
Дети нуждаются в вашей помощи
Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь
Федерация профсоюзов Беларуси
Электронная газета "Календарь здоровья"
-
:: ::

Кабинет учителя-дефектолога

КАК  ПОМОЧЬ ДЕТЯМ,

 ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ  В ОВЛАДЕНИИ

 РЕЧЬЮ

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое присталь­ное внимание, не выжидать, пока все образуется, само собой. Существуют определенные неблагоприятные факторы, мешающие нормальному процессу овладения необходимыми речевыми умени­ями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.

Что же должно насторожить родителей в процессе наблюдения за развитием   речи   детей   в   разные   возрастные   периоды?

 

ВОЗРАСТ ДО ОДНОГО ГОДА

 

  1. Гуление в три-четыре месяца не усложняется и не переходит в лепет, затем постепенно угасает. Это свидетельствует о серьезных нарушениях слуха.

Как можно скорее нужно обратиться к врачам-специалистам для обследования слуха ребенка. Наибольший положитель­ный эффект даст в данном случае ранняя коррекционная работа. Если ребенку показан слуховой аппарат, его нужно использовать; с его помощью речь сможет развиваться дос­таточно успешно. Нельзя прекращать разговаривать с малы­шом. Давайте ему возможность видеть ваше лицо во время произнесения вами слов, чтобы развивалось его умение счи­тывать с губ. Речь взрослых, окружающих малыша, должна быть неторопливой, с отчетливой артикуляцией.

  1. Не развивается понимание речи при сохранном слухе к концу первого года жизни. Ребенок не включается в работу по подра­жанию, не активен в игре с игрушками. Такие показатели свой­ственны детям с недоразвитием интеллекта.

В данном случае больше будет страдать смысловая сторона речи, поэтому основная помощь должна быть направлена на развитие познавательных интересов.

 

ДВА ГОДА

  1. Отсутствие речи в два года при сохранном слухе.

Необходимо активное общение со взрослыми путем жестов и любых звуков. Если оно есть, то в ближайшем будущем дол­жны появиться слова.

  1. 2. Ребенок достиг двух с половиной лет, а речь не появилась.

Надо начинать специальные активные занятия, чтобы побудить детей к разговору. Взрослым ни в коем случае нельзя упрекать ребенка за отсутствие речи, чтобы не вызвать страха перед речью, боязни допустить ошибку. Требуется поощрение любых успехов в речи, поддержка малейших попыток пользоваться словами. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш будет поставлен перед необходимостью сказать что-либо.

ТРИ ГОДА

  1. 1. Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Часто это бывает при системных нарушениях речи и проявляется общим недоразвитием речи разной степени.

Помощь состоит в стимуляции речи, предъявлении речевых об­разцов. Речь лучше развивается в деятельности, поэтому надо проводить совместные игры, привлекать ребенка к обслужива­ющему труду по дому, читать ему простые по содержанию книги, сопровождать речью собственную деятельность. Предло­жения, с какими вы обращаетесь к малышу, должны быть простыми, немногословными, с повтором ключевых слов в разных падежных формах.

  1. На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблю­дается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание разви­тия»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и, как следствие, к заиканию.

Следует снять излишние речевые перегрузки, установить спо­койный режим. При выраженном проявлении заикания необхо­дима консультация у логопеда.

  1. Очень быстрый темп речи, «проматывание окончаний», при этом частые повторения слогов, напоминающие заикание, но без судорог.

В данном случае главное — не фиксировать внимание ребенка

на этом дефекте, не передразнивать или повторять за ним его

ошибочное произнесение.  Дайте малышу установку говорить

медленнее и сами говорите медленнее. Скорее всего, ваш малыш торопится не только в речи, поэтому надо нормализовать весь двигательный режим, используя спокойные игры. Обстановка в семье также должна быть ровной, спокойной.

                                         ЧЕТЫРЕ ГОДА

  1. 1. Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные за­мены: вместо шипящих произносятся свистящие (Ш - С, Ж - 3, Щ -С); звук Р заменяется на Л, Л' или И. Кроме этого, возмож­ны замены твердых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних.

Главная причина — недоразвитие фонематического слуха, по­этому надо проводить работу по его нормализации

  1. 2. Искаженное произношение отдельных согласных звуков: Р горло­вое; Р, произносимое без вибрации кончика языка, — одноударное; Л двугубное, похожее на английское; свистящие звуки С, 3, Ц, произносимые с просовыванием кончика языка между зубами — межзубные.

Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут, поэтому родителям надо не откладывать исправление искаженных звуков на более поздние сроки, чтобы не закреп­лять в речи неправильного произношения. Для постановки звука следует обратиться к специалисту, а закрепить в речи новый звук смогут и сами родители. Первое время ребенок будет забывать употреблять свой новый звук в каждом случае; роль родителей — заметить неправильность и попросить повторить то же слово верно. Если у ребенка нарушено несколько звуков из разных групп: свистящие С, 3, Ц и сонорные Р, Л, — их исправляют одновременно. При закреплении звука лексический материал должен состоять только из правильно произносимых звуков (нельзя включать слова с теми звуками, которые ребенок еще не умеет правильно произносить).

ПЯТЬ ЛЕТ

Неразвитая связная речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас. Такие проявления ре­чевого недоразвития требуют срочного вмешательства специалистов.

Ребенок нуждается в активизации познавательных инте­ресов, для чего ему нужно больше читать книг о природе, о животных, побуждать его к пересказу. Разговаривайте со своими детьми.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Вернуться в раздел Кабинет учителя-дефектолога

Введите заголовок
-